За трезвость - на... каторгу

Баталии войны разворачивались на территории 12 губерний Российской Империи (от Ковенской на западе до Саратовской на востоке) в 1858 - 1860 годах.

Эту войну историки чаще называют "трезвенническими бунтами", потому, что крестьяне отказывались покупать вино и водку, давали зарок не пить всем селом. Они не хотели, чтобы за счет их здоровья наживались откупщики. Водку откупщики буквально навязывали. В нашей стране существовала практика: каждый мужчина приписываля к определенному кабаку, а если он не выпивал своей "нормы" и сумма от продажи спиртного оказывалась недостаточной, то недобранные деньги кабатчики взимали со дворов местности, подвластной кабаку.

Крестьяне отвернулись от кабака не столько из-за жадности, сколько из-за принципа: трудолюбивые, работящие хозяева видели, как их односельчане один за другим пополняют ряды пьяниц, которым уже ничего, кроме выпивки, не мило.

Шинкари, чтобы сбить трезвеннические настроения, объявили о бесплатной раздаче водки. И на это люди не кликнули, ответив твердым: "Не пьем!" К примеру, в Балашовском уезде Саратовской губернии в декабре 1858 года 4752 человека отказались от употребления спиртного. Ко всем кабакам в Балашове приставили караул от народа для наблюдения, чтобы никто не покупал вино, нарушавших зарок по приговору народного суда штрафовали или же подвергали телесному наказанию. Поддержали трезвость и священники, благославлявшие прихожан на отказ от пьянства.

В марте 1858 года министры финансов, внутренних дел и государственных имуществ издали распоряжения по своим ведомствам. Местным властям предписывалось не допускать организации обществ трезвости.

Вот тогда-то и прокатилась волна погромов. Начавшись в мае 1859 года на западе страны, в июне бунт прошел и до берегов Волги. Крестьяне громили питейные заведения в Балашовском, Аткарском, Хвалынском, Саратовском и во многих других уездах. Особенный размах погромы приобрели в Вольске. 24 июля 1859 года трехтысячная толпа разбила там винные выставки на ярмарке.

С 24 по 26 июля по Вольскому уезду было разбито 37 питейных домов, и за каждый из них с крестьян взяли большие штрафы на восстановление кабаков.

Всего же по России в тюрьмы и на каторгу отправили 11 тысяч человек. Многие погибли от пуль: бунт усмиряли войска, получившие приказ стрелять в восставших. По всей стране шла расправа над теми, кто отважился протестовать против спаивания народа.

Правительство подобно героям популярной кинокомедии, решило: "Кто нам мешает, тот нам и поможет". Откупную систему продажи вина отменили, вместо нее ввели акциз. Теперь всякий желающий производить и продавать вино мог, заплатив налог в казну, наживаться на спаивании своих сограждан.

Аллен Даллес, директор ЦРУ, объявляя в 1945 году "холодную войну" против СССР и говоря, что мы (т. е. США) завоюем русских без единого выстрела, найдя среди них предателей и разложив изнутри, ничего не изобретал: тактика вербовки изменников известна с древнейших времен, и против ведения войны таким способом очень трудно найти защиту.

Гарнир

Жизнь государства подобна жизни человека. Как ориентируется в пространстве и во времени человек? У него есть пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Мы не идем вперед, если видим перед собой пропасть, посторонимся, услышав шум надвигающегося автомобиля, не станем есть дурно пахнущую пищу.

У государства тоже есть органы чувств. Высшие органы власти - мозг и распорядительный центр. К примеру, врачи обнаружили вспышку болезни - государство выделяет деньги на борьбу с эпидемией. Враги перешли границу, пограничники вступили в бой, сообщив о начале боевых действий - государство шлет подмогу.

И только со вкусом у нашего государства возникли проблемы: служба, призванная защищать человека, дает охранную грамоту коварным и жестоким наркотикам - алкоголю и никотину. Трезвенники шлют тревожные сигналы об опасности в мозг - орган управления государством, а мозг отвечает: "Не верю!"

Лев Сергеевич Козленко, саратовский врач, определил, что общества трезвости - это "общественные внештатные органы чувств, дающие сигналы бедствия в общественный мозг". А на то, что никакой реакции со стороны государства на призыв к отрезвлению не следует, Лев Сергеевич замечает: "Это все больше походит на самоумопомрачение со вскрытием вен, самоубийство в госдарственном масштабе".

Трезвенники - люди, взявшие на себя роль сторожевых гусей. В Древнем Риме однаждя стражники уснули, приближающихся к городу врагов заметили гуси и подняли крик, разбудив стражу. Так гуси спасли Рим. Разбудят ли трезвенники стражу нашего государства?

Используются технологии uCoz